Несомненно, самый большой оригинал – Citroёn XM!
Чего только стоят его кузов с ломаным профилем и множеством граненых
плоскостей, сложная гидропневматическая подвеска и связанные с ней
магистралью усилитель руля и тормозов, «ножник» стояночного тормоза,
блокирующий передние колеса, односпицевая баранка (в версиях до
рестайлинга), стекло полочки багажника и т. п.! «Французов»
роднит нехарактерный для данного класса автомобилей тип кузова –
5-дверный хэтчбек. А еще Safrane способен удивить «говорящим» бортовым
компьютером, сообщающим о всевозможных неисправностях автомобиля, а
также незакрытых дверях, багажнике, капоте… Компьютер «знает» несколько
языков: французский, английский, немецкий и фламандский! Ford
Scorpio удивляет своей тяжеловесностью, а также яйцевидной передней
оптикой и не гармонирующей с ней узкой задней. Самая прагматичная
модель сегодняшнего обзора – Opel Omega (B). Хороший фарш недешев Многие
XM и Safrane оснащены очень богато, хотя у Scorpio также небедная
базовая комплектация. Но все же противостоять Safrane по части «фарша»
не сможет ни один из участников обзора – в самых дорогих версиях
электрорегулировками снабжены не только передние, но и задние сиденья и
рулевая колонка, а водительское кресло способно запоминать 3 различных
положения. Передние сиденья оборудованы пневмоподушками, с помощью
которых можно регулировать поясничную, боковую и даже подколенную
поддержку! Кстати,
стоимость «французов» выше, чем «немцев». Самый дорогой – Safrane (от
$6200 до 17500). Его «земляк» XM дешевле на $200–400. Opel Omega (B)
уступает XM на $300–800, а самый доступный – Ford Scorpio. Цена XM
первых годов выпуска (вышеперечисленные конкуренты тогда еще не
производились) – от $3200. Общая диагностикаБольшинство
автомобилей устойчивы к коррозии. Кузова обоих «французов» и Scorpio
оцинкованы. Но у ХМ со временем ржавеет крепление «запаски»,
подвешенной снаружи под полом багажника. Наименее вынослива Omega (B) –
ржавчина встречается на колесных арках, порогах, в нижней части дверных
филенок. В ходе эксплуатации Scorpio нужно
следить за чистотой дренажного отверстия, расположенного в моторном
отсеке под лобовым стеклом. Оно может забиться, из-за чего во время
дождей мокнет проложенный там жгут проводов, что заканчивается отказом
электрооборудования. Крышка багажника Scorpio открывается на небольшую
высоту, поэтому есть риск удариться головой о выступающий замок. У
Safrane не отличаются долговечностью амортизационные опоры чересчур
тяжелой крышки багажника. Кроме того, выходит из строя электродвигатель
управления заслонками перераспределения подачи воздуха, а также
нарушается герметичность заслонки рециркуляции воздуха.В модели XM
могут создавать проблемы различные электроприводы. А в салонах многих
Omega (B) со временем появляются посторонние скрипы. Снимаем «кардиограмму»Почти
все участники нашего обзора эксплуатируются в Украине с бензиновыми
двигателями. Дизельные модификации чаще встречаются среди XM и Safrane.
Мотористы советуют воздержаться от покупки Scorpio с турбодизелем –
отечественная солярка может сократить ресурс топливной аппаратуры.
Кроме того, из-за устаревшей конструкции этого мотора (нижнее
расположение распредвала и отдельная головка на каждый цилиндр)
ремонтировать его сложно и дорого. ГРМ всех
моторов Scorpio оснащен металлической цепью, причем в 4-цилиндровых
агрегатах она не отличается долговечностью – как правило, после
100 тыс. км требует замены. Вместе с ней необходимо установить новый
натяжитель, успокоитель и цепь привода масляного насоса (работа и
запчасти – около 1500 грн.). Но в «6-горшковых» двигателях цепь
способна продержаться весь срок их службы. На Scorpio с пробегом за
200 тыс. км отмечены выходы из строя датчика положения дроссельной
заслонки. Моторы обоих «французов» склонны к
перегреву. У XM эту неприятность провоцируют утечки антифриза из-под их
треснувших резиновых патрубков или негерметичных соединений системы
охлаждения, а у Safrane – засорение сот радиатора охлаждения, которые
расположены очень плотно. В качестве превентивной меры перед радиатором
устанавливают москитную сетку. Нередко на ХМ
растягивается тяга педали «газа», выходит из строя бензонасос и его
реле. В 2,0-литровых агрегатах, выпущенных до 1990 года, возникали
проблемы с системой холодного пуска двигателя. Safrane,
кроме родных французских агрегатов, оснащался еще и моторами Volvo (2,0
л и 2,5 л), которые зарекомендовали себя недолговечными – после пробега
в 150 тыс. км на седлах клапанов появляется сильный нагар. Во
французских двигателях 2,0 л и 2,2 л отмечены выходы из строя датчика
температуры охлаждающей жидкости и прокладки впускного коллектора. Еще
одна «болячка» всех моторов – оплавление контактов электрического
разъема, связывающего блок управления с топливным насосом. ГРМ
4-цилиндровых французских двигателей ХМ и Safrane со временем нуждается
в регулировке тепловых зазоров клапанов. Характерная
неисправность бензиновых моторов Omega (B) – прогорание прокладки
выпускного коллектора. Это происходит из-за применения некачественного
топлива, что приводит к снижению пропускной способности катализатора. В
результате из-за повышения давления и температуры на выпускном
коллекторе даже появляются трещины (новая деталь – около 900 грн.).
Довольно часто бензиновые агрегаты «грешат» засорением клапана
регулятора холостого хода. На некоторых экземплярах после 100 тыс. км
пробега отмечены течи заднего сальника коленвала. Классика и авангард Автомобили
– участники обзора отличаются по типу привода. Так, оба «немца»
оснащены классическим приводом на заднюю ось, а «французы» – на
переднюю. В арсенале Safrane есть и полноприводные модификации 4х4,
оснащенные мощным (286 л. с.) 3,0-литровым агрегатом Biturbo, но в
Украине они редкость. Меньше всего проблем в
ходе эксплуатации возникает с коробками передач Omega (B). В КП
остальных участников обзора есть слабые места. Так, в «механике» и
«автомате» ХМ со временем дают течь сальники полуосей, а в МКП Scorpio
теряет герметичность сальник кулисы переключения передач. В «механике»
Safrane при больших пробегах (250–300 тыс. км) приходят в негодность
втулки кулисы переключения передач, а в «автомате» отмечен износ
датчика положения селектора рычага, из-за чего нарушается режим работы
АКП, а двигатель может не заводиться. | | Односпицевая
баранка отличает дорестайлинговые ХМ (до 1994 г. в.). Позже в появились
новые торпедо и руль. В ходе эксплуатации возникают проблемы с
различными электроприводами. | Колесная база Citroёn XM наибольшая среди конкурентов, благодаря чему сзади наиболее просторно. | | | По
уровню оснащения Scorpio проигрывает «французам», но опережает Omega
(B). Например, у Ford кресло водителя могло оснащаться
электрорегулировкой высоты подушки. | Свободного
места на заднем сиденье Ford Scorpio немного меньше, чем у лидера XM,
хотя в целом сидеть там вольготно. Но среднему пассажиру мешает широкий
центральный тоннель кузова. | | | Качество отделки салона Omega (B) недостаточно высокое – в салонах многих машин со временем появляются посторонние скрипы. | Наименее
просторная задняя часть салона у Opel Omega (B), однако это совсем
не означает, что пассажиры будут упираться коленями в спинки передних
кресел. | | | По
части «фарша» противостоять Safrane не сможет ни один из участников
нашего обзора – многие составляющие комфорта недоступны для них даже в
качестве опций. | Запаса
места на задних сиденьях Renault Safrane столько же, как и в Scorpio, и
при этом центральный тоннель кузова «француза» практически не
доставляет неудобств. |
Мягко, но ненадежноПодвески
всех автомобилей отличаются энергоемкостью и обеспечивают комфортную
езду. Но мягче всех «ходовая» ХМ: в этом автомобиле установлена сложная
«гидропневматика», где вместо привычных пружин применяются
амортизаторные стойки со сферическими емкостями – аккумуляторами
давления, выполняющими роль упругих элементов. Подвеска ХМ способна
изменять степень жесткости и дорожный просвет (всего 4 режима;
максимальный – 235 мм). В общую с «гидропневматикой» систему включены
гидроприводы усилителя руля и тормозов, поэтому в случае выхода из
строя какого-либо узла отказывают все вышеупомянутые системы. Стоят
детали недешево (гидронасос – порядка 3000 грн., дозатор-компенсатор
давления тормозной системы – приблизительно 1200 грн.). Кстати,
необычной пневматической подвеской оснащались и самые «нафаршированные»
версии второго «француза» – Safrane. Такая «ходовая» также долго не
служит, а новые детали стоят дорого. Срок
службы традиционных «расходников» подвесок всех участников обзора в
среднем одинаковый. Так, стойки стабилизаторов на наших дорогах
способны выходить около 30 тыс. км, сайлент-блоки передних рычагов –
приблизительно 60 тыс. км, шаровые опоры и «резинки» задних рычагов –
100 тыс. км. Вот это тормоз!Стояночный
тормоз ХМ приводится в действие отдельной педалью и блокирует не
задние, как у большинства машин, а передние колеса. Эта конструктивная
особенность негативно отразилась на надежности системы – трос привода
«ножника» часто выходит из строя. Кроме того, у ХМ отмечены случаи
отказа ABS из-за окисления разъемов ее датчиков. Меньше
всего претензий к рулевому ХМ; у остальных автомобилей оно может
создавать проблемы. Так, у Omega (B) со временем выходит из строя сошка
маятника рулевого механизма, а на машинах с большим пробегом отмечены
течи сальников рулевого редуктора. На старых Scorpio теряют
герметичность сальники рейки, а у Safrane приходит в негодность
крестовина рулевого вала. Навредила не всем… Меньше
всего оригинальность сказалась на Renault Safrane. Его конструктивные
особенности серьезно не повлияли на надежность, а высокий комфорт и
просторный салон с богатым «фаршем», достойным автомобилей
премиум-класса, ставят эту машину на ступеньку выше многих конкурентов.
Благодаря всем этим качествам Safrane стал лучшим, набрав по итоговым
оценкам 32 балла. | | У
обоих «французов» – функциональный кузов хэтчбек, поэтому максимальный
объем их грузовых отсеков наибольший. Хотя в «походном» состоянии
багажник Safrane меньше, чем у остальных. Увеличить объем грузового
отделения, сложив задние сиденья, можно во всех моделях. | | |
Второе
место заняли Ford Scorpio и Opel Omega (B), набравшие по 31 баллу.
Кстати, необычный дизайн сыграл не последнюю роль в судьбе Ford
Scorpio – он нравился не всем, поэтому так и не достиг популярности
своего предшественника. Не увеличивала спрос на него и довольно большая
цена запчастей и обслуживания Scorpio. А вот Omega (B) благодаря своей
функциональности, практичности и доступной стоимости содержания куда
востребованнее – выбор этих автомобилей на вторичном рынке самый
большой. Да и надежность этой модели выше, чем у остальных. Общий
результат Citroёn XM – 30 баллов. Сложная, дорогостоящая и, как показал
опыт эксплуатации, недолговечная «гидропневматика» не способствовали
популярности модели. Многие вполне обоснованно избегают покупки XM,
даже несмотря на положительные качества этого автомобиля: самый
просторный салон, богатое оснащение, наиболее вместительный багажник и
мягкую подвеску. Citroёn XM. Рейтинг «Автоцентра» 3 
Резюме |  |  | Самый просторный салон |  | Богатая комплектация многих машин Наиболее вместительный багажник |  | Подвеска самая мягкая |
|  | Отказ различных электроприводов |  | Склонность двигателей к перегреву |  | Растяжение тяги педали акселератора, выход из строя бензонасоса и его реле |  | Недолговечность гидропневматической подвески и троса «ручника» |  | Течь сальников полуосей |
|
Ford Scorpio. Рейтинг «Автоцентра» 1
Резюме |  |  | Самая доступная рыночная стоимость |  | Просторный салон |  | Богатая базовая комплектация |
|  | Высокая стоимость запчастей и обслуживания |  | Возможны проблемы с электрооборудованием |  | Неудачный турбодизель |  | Выход из строя датчика положения дроссельной заслонки |  | Недолговечные «рулевое» и цепь ГРМ |  | Течь сальника кулисы (МКП) |
|
Opel Omega (B). Рейтинг «Автоцентра» 2 
Резюме |  |  | Наиболее широкое предложение на вторичном рынке |  | Доступная стоимость запчастей и обслуживания |  | Удачное соотношение потребительских качеств |  | Беспроблемные КП |
|  | Неважная коррозионная стойкость |  | Невысокое качество отделочных материалов салона |  | Сзади наименее просторно |  | Возможны проблемы с выпускным коллектором и его прокладкой |  | Течь заднего сальника коленвала и сальников рулевого редуктора |
|
Renault Safrane. Рейтинг «Автоцентра» 1 
Резюме |  |  | Самый высокий уровень комплектаций |  | Удобный салонВместительный багажник |  | Наиболее широкий выбор силовых агрегатов |
|  | Высокая стоимость |  | Возможны проблемы с системой вентиляции и электроразъемом подключения топливного насоса |  | Склонность двигателей к перегреву |  | Недолговечные бензиновые двигатели (2,0 и 2,5 л) и пневматическая подвеска |  | Износ втулок кулисы, датчика селектора АКП, крестовины рулевого вала |
|
Цены на новые запчасти, грн. | Citroёn XM | Ford Scorpio | Opel Omega (B) | Renault Safrane | Передн. торм. колодки | 360 | 315 | 489 | 490 | Задн. торм. колодки | 262 | 255 | 353 | 324 | Воздушный фильтр | 79 | 110 | 96 | 88 | Топливный фильтр | 86 | 81 | 75 | 154 | Масляный фильтр | 43 | 30 | 18 | 43 | Амортизатор передн./задн. | 1195/1122 | 978/378 | 710/515 | 875/787 | Подшипник передн./задн. ступицы | 473/643 | 633/590 | 640/250 | 549/1544 | Сцепление (комплект) | 1390 | 2142 | 1229 | 2000 | Ремень ГРМ | 173 | 336 | 147 | 211 | Натяжной ролик ГРМ | 225 | 280 | 238 | 469 |
|
 | Автомобили | Citroёn XM | Ford Scorpio | Opel Omega (B) | Renault Safrane |
Технические характеристики* | Тип кузова | хэтчбек | седан | седан | хэтчбек | Дверей/мест | 5/5 | 4/5 | 4/5 | 5/5 | Габариты, Д/Ш/В, мм | 4710/1795/1390 | 4825/1760/1400 | 4790/1790/1460 | 4777/1820/1444 | База, мм | 2850 | 2770 | 2730 | 2770 | Масса снаряженная/полная, кг | 1395/1920 | 1435/2035 | 1420/1955 | 1450/2025 | Объем багажника, л | 540/1460 | 465/н.д. | 530/830 | 455/1360 | Объем бака, л | 80 | 70 | 75 | 80 | Двигатели | Бензиновые 4цилиндр.: | 2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (132 л. с.), 2,0 л Turbo (147 л. с.) | 2,0 л (116 л. с.), 2,0 л 16V (137 л. с.), 2,3 л 16V (147 л. с.) | 2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.) | 2,0 л (115 л. с.), 2,0 л 16V (136 л. с.), 2,2 л (126 л. с.) | 5цилиндр.: | нет | нет | нет | 2,5 л 20V (165 л. с.) | 6цилиндр.: | 2,5 л 24V (177 л. с.) | 2,9 л 24V (207 л. с.) | 2,5 л V6 (170 л. с.), 3,0 л V6 (210 л. с.) | 2,9 л 24V (190 л. с.), 3,0 л (167 л. с.), 3,0 л Biturbo (286 л. с.) | Дизельн. 4цилиндр.: | 3,0 л (167 л. с.), 3,0 л 24V (190 л. с.) | 1,9 л Turbo (90 л. с.) | 2,5 л Turbo (130 л. с.) | 2,1 л Turbo (85 л. с.), 2,2 л 12V (113 л. с.), 2,5 л Turbo (112 л. с.) | Трансмиссия | Тип привода | передний | задний | задний | передний или полный | КП | 5ст. мех. или 4ст. авт. | 5ст. мех. или 4ст. авт. | 5ст. мех. или 4ст. авт. | 5ст. мех. или 4ст. авт. | Ходовая часть | Тормоза передние/задние | диск. вент./ диск. | диск. вент./ диск. | диск. вент./ диск. | диск. вент./диск. | Подвеска передняя/задняя | незав./незав. | незав./незав. | незав./незав. | незав./незав. | Шины | 195/65 R15, 205/60 R15, 205/65 R15 | 195/65 R15, 205/60 R15, 215/60 R15 | 195/65 R15, 205/65 R15, 225/55 R16 | 195/65 R15, 205/55 R16 | Оценки участников обзора** | Кузов/ Багажник (коррозионная стойкость и др./ функциональность, объем) | 4/5 | 4/3 | 3/4 | 5/4 | Салон (качество удобство, обзорность, комфорт, вместительность, практичность) | 5 | 3 | 2 | 4 | Двигатели/КП (надежность, неприхотливость, возможность выбора, стоимость обслуживания) | 3/3 | 4/4 | 4/5 | 3/3 | Подвеска/рулевое/тормоза (долговечность, беспроблемность, стоимость обслуживания) | 2/5/3 | 5/3/5 | 5/3/5 | 4/4/5 | Всего баллов | 30 | 31 | 31 | 32 | * Максимальная оценка по каждой категории – 5 баллов |
|
Юлий Максимчук Фото Сергея Кузьмича и Владислава Бойко
|